архив: 1.25 2.25 3.25
Спектакль создается коллективным трудом.
Это режиссер, актеры, художники и многие-многие те,
кто остается невидимым зрителю,
но вносит свою лепту в творческий процесс.
Каждый из них – творческая личность,
а вместе – команда.
Дорогие наши зрители!
Театральный журнал «Резонанс» вышел в свет в январе 2025 года и взял курс на постоянно обновление и развитие. Пусть он будет вашим советчиком и другом, путеводителем по афише, зеркалом театрального закулисья, фонариком, освещающим траектории режиссерского замысла. Пусть также отразит ваши впечатления, чувства, мысли, вызванные театральным искусством.

Постоянные рубрики журнала предполагают подробное и вдумчивое знакомство с событиями, фактами, планами, атмосферой театра «Глобус». Каждая из них рассматривает определенную сторону творчества и того, что ему сопутствует.
«Процесс» – это история создания спектакля, этапы его развития вплоть до премьеры.

«Создатель» – зарисовки об участниках творческого процесса, будь то актер, режиссер, художник, композитор, служитель сцены.

«Тема» – это тематическая перекличка различных спектаклей, встречающиеся в них общие мотивы и совпадения, которые слагаются в тренды и тенденции, помогая понять жизнь вокруг нас.

«Эпизод» – это слепок опредеоенного эпизода спектакля, где наиболее полно отразились идея и замысел создателей, акцент на какой-то грани спектакля, возможно, не замеченной на премьере.

«Премьера» – это подробности состоявшегося спектакля, взгляд на него как на законченное произведение.

«Фотопозитив» – это фотографии с репетиций, отражающие наш позитивный настрой и отличное настроение.
«Отклик» – это тексты от вас, наших авторов: журналистов, блогеров и просто театралов.

«Моменты» – это выхваченные из гущи творческой жизни интересные мгновения, пойманные фотовзглядом.

«Контакты» – это координаты, по которым вы можете позвонить или написать, для того чтобы спросить, посоветовать, предложить, покритиковать, поделиться впечатлениями.

Мы ждем обратной связи и будем рады более близкому знакомству с вами!
С войной покончили мы счеты?
Режиссер Максим Кальсин начал репетиции спектакля «Альпийская баллада» по повести фронтовика Василя Быкова. Премьера 7 мая на малой сцене.



Театр «Глобус» посвящает «Альпийскую балладу» Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Максим Кальсин, переработав первоисточник, задумал пластическо-драматическую сюиту для двух героев. Итальянку Джулию играет Сюзанна Николаян, белорусского солдата Ивана – Александр Петров. Разобраться в драматизме событий помогают альтер эго автора Иван Басюра и Андрей Вольф.

Пока еще нет ни декораций, ни костюмов, но из обувного цеха выписаны деревянные колодки – такие выдавали пленным вместо обуви. В них не преодолеть переход через Альпы, но Джулия сможет. Она многое сможет вместе с Иваном, потому что любовь дает силы. Холод, голод, боль, опасность, риск, страх, погоня – это три дня лишений и обретений. Всего три дня длился путь к свободе, но в этот короткий промежуток вместилась целая жизнь.

Фронтовик Василь Быков написал повесть через 17 лет после Победы, основываясь на документальных фактах. Ему сразу же было предложено сделать киносценарий для «Беларусьфильма». А затем, в духе советской цензуры, рекомендовано переписать, доработать, исправить, убрать, добавить. Например, предписывалось «более четко подчеркнуть мысль, что любовь Джулии к Ивану имеет в своей основе глубочайшее уважение к советскому человеку-борцу».








На экраны фильм Бориса Степанова «Альпийская баллада» со Станиславом Любшиным и Любовью Румянцевой вышел весной 1966 года. Он был признан советской киноклассикой, а Василь Быков изливал горечь своему другу, известному писателю Григорию Бакланову: «Фильм, на мой взгляд, получился довольно слабый во всех отношениях: без режиссуры, неудачным подбором актеров, выхолощенной идеей и бесконфликтностью. Остался только пейзаж, который в общем интересен и который во всю мощь современной кинооптики эксплуатирует оператор». Один из самых экранизируемых авторов СССР подводил итоги своему сотрудничеству с кинематографом: «Напрасно потраченные годы, горы бумаги, масса усилий, сведенных чиновниками и бездарями от кино к обычной серой халтуре».

Сегодняшняя цензура запрещает на сцене разве что сигареты. Театральные режиссеры более свободны в осуществлении своих версий. «АБ» ставили РАМТ (1975 г.), Курский драматический театр имени Пушкина (1990 г.),Ростовский академический театр драмы имени Горького (1990 г.), драматический Лицейский театр (Омск) (2009 г.), Новокузнецкий драматический театр (2009 г.), Московский областной театр драмы и комедии (2019 г.)… Вологодский камерный театр поставил даже зонг-оперу (2019 г.)!

В Белоруссии особенно чтят своего земляка. Режиссер Светлана Науменко, поставившая «АБ» в Республиканском театре белорусской драматургии в 2022 году, говорила в одном из интервью: «Я несколько раз переписывала инсценировку. Из более 40 спектаклей, которые ставила, "Альпийская баллада" — в числе тех, что дались мне труднее всего. Театр всё-таки очень условное искусство. Сюжет, где герои бегут по горам, легче снять в кино, чем поставить на сцене».

В спектакле «Глобуса» планируется видеопроекция, без чего сегодня не обходится ни одна постановка. Пейзажи альпийских гор и лугов будут транслироваться на экран, усиливая тему стремления к свободе, даже если свобода – это иллюзия. Побег из фашистского плена – настоящий подвиг, победа человеческого духа над рабством. Но страна советов считала предательством сам факт попадания в плен и за это опять отправляла в лагеря, уже местного производства. Гражданке другого государства это не грозит. А советский солдат так и останется в альпийском ущелье: «Нестерпимая боль пронизала горло, на миг мелькнуло в глазах хмурое небо, и всё навсегда погасло...».

3 апреля 2025 г.
Для многих создателей процесс важнее, чем сам результат.
В творческом процессе, скрытом от посторонних глаз,
происходит таинство, благодаря которому создается произведение искусства. Сегодня в процессе - репетиция хореографических номеров к юбилейному концерту.
Беспризорники возвращаются
95-летний юбилей театра совпадает с 35-летним юбилеем студии пластики. Студийцы покажут новую программу на праздничном шоу 4 апреля.



К юбилейному концерту старшая группа профессиональных танцоров, участвующих во многих спектаклях репертуара, под руководством хореографа Анны Панюшкиной репетирует микс из различных стилей. Один из номеров – оммаж легендарному мюзиклу «НЭП», поставленному по мотивам «Педагогической поэмы» Антона Макаренко. Самой энергичной, самой зажигательной композицией спектакля был бродвейский джаз – массовый танец беспризорников, ставший хитом.

Композитором и либреттистом выступила местный автор Елена Сибиркина. Музыкальным руководителем проекта и дирижером был Алексей Людмилин. Премьера состоялась 10 декабря 2004 года. За десять с лишним лет «НЭП» был сыгран 174 раза.

Постановщики «НЭПа» переименовали новую экономическую политику в «новую экспериментальную премьеру», а пресса называла этот мюзикл самым грандиозным проектом за всю 75-летнюю историю театра. Творческая группа спектакля удостоилась губернаторской премии за лучшие достижения в области культуры и искусства.








В коллективе студии пластики занимаются профи, которые застали «НЭП». А руководитель студии Анна Панюшкина, будучи в то время артисткой студии, даже танцевала в нем. Ей и пришла идея восстановить любимый номер, тем более в зале будет много зрителей, которые помнят этот спектакль. И вот теперь она, показывая студийцам сложные движения, добивается от них такой же отдачи – и такого же драйва, с каким выбегала на сцену орава уличной детворы.

– Когда время премьеры поджимает, начинается конкретный кипиш, присесть некогда, репетируем по три часа без перерыва! – радуется Анна Вячеславовна. Почему бы не порадоваться, когда студия в прекрасной творческой форме, ребята работают на совесть, программа всех удивит, скоро праздник!

21 марта 2025 г.
Для многих создателей процесс важнее, чем сам результат.
В творческом процессе, скрытом от посторонних глаз,
происходит таинство, благодаря которому создается произведение искусства. Сегодня в процессе - репетиция спектакля «С вечера до полудня»
На старте
До премьеры спектакля «С вечера до полудня» по пьесе Виктора Розова осталась неделя. Творческая команда начала осваивать пространство большой сцены, а на старт выходит 19 марта.

Спортивная терминология в данном случае уместна, ведь герой спектакля сорокалетний Ким Жарков – бывший спортсмен. Правда, серьезных успехов в легкой атлетике не добился, а теперь довольствуется работой детского тренера на стадионе. Он бежит по кругу беговой дорожки, разомкнуть ее возможно только в недра собственной квартиры, где давно ничего не менялось и не обновлялось. И вдруг…

У отца-одиночки единственное любимое существо в жизни, за которое он готов перегрызть глотку кому угодно, – 15 лет, зовут по-заграничному Альбертом. И вот кровиночку хотят отнять, забрать, увезти. В Лондоне дитя могло бы пройти необходимую для будущей карьеры языковую практику.

Зрителю, в числе прочих вопросов морально-этического порядка, предстоит разобраться, что возьмет верх, эгоизм собственника или решимость пожертвовать привычным укладом ради близкого человека. У любви могут быть десятки вариаций: я тебя никому не отдам, я не смогу жить без тебя – или я научусь жить без тебя, лишь бы ты вырвался за круг беговой дорожки. Но только во втором случае возможен старт новой жизни, ростки обновленного мировоззрения. Темы отцов и детей, принятия и прощения, прошлого и будущего переплелись в этой истории от классика советской драматургии, которого приглашенный режиссер Алексей Логачев интерпретирует в духе Чехова.

У Чехова ружье, висящее на стене, должно выстрелить, как и спрятанный в укромном месте револьвер, о котором никто бы так и не узнал, не случись точки бифуркации. В «Дяде Ване» автор прямым текстом прописывает стихийный бунт Войницкого, в доме которого тоже покушаются на самое дорогое, причем, те, кому он верил и ради кого работал: «Елена Андреевна (стараясь отнять у него револьвер). Отдайте! Отдайте, вам говорят!
Войницкий. Пустите, Hélène! Пустите меня! (Освободившись, вбегает и ищет глазами Серебрякова.) Где он? А, вот он! (Стреляет в него)».

У Розова даже упоминания ни о чем подобном нет, но пьеса дает основания укрупнять действие, отталкиваясь от взрывного характера персонажа, от реплик его взвинченного сознания, от таких ремарок, как «весь натянулся как пружина» или «врывается в центральную комнату». Самый напряженный эпизод спектакля Илья Паньков играет наотмашь, на оголенном нерве, во всю мощь своего актерского дара. Стартовый пистолет давно превратился в сувенир, но еще секунда – и Ким пальнет в человека, как неуправляемый в момент душевного потрясения Войницкий. Но рядом находятся те, кто не позволит случиться трагедии.

– Прекратить! – одним слово, одним жестом с поднятыми руками гасит пламя верный друг семьи Егорьев-Артур Симонян.

– Всю жизнь физкультурой занимаешься, а здоровом теле нездоровый дух, – констатирует отец-Александр Варавин, стареющий писатель, у которого тоже рушатся привычные устои.

– Самое паршивое, Ким, когда начинаешь распускать свои страсти. Они владеют тобой, теряешь рулевое управление и, знаешь, до первого фонарного столба. Потом — всмятку, – добавляет залетный гость Лёва-Андрей Вольф.

На что Ким уже спокойно, стертым, бесцветным голосом дает Лёве такой ответ, от которого любого нормального человека всю жизнь будет мучить совесть. Или не будет, если разберешь ситуацию на атомы и поймешь, что не обязан всю жизнь быть привязанным к одному человеку, к одному дому, к одной идее.

А Жарков-старший, простившись с былыми почестями, здраво рассуждает в духе Тригорина: « Я не Тургенев, не Лев Толстой, не Антон Павлович». В жизни назревают ситуации, когда честность прежде всего перед самим собой оказывается важнее, чем мера таланта.








До премьеры осталась всего неделя, репетиции перемещаются на большую сцену, где расстелена настоящая беговая дорожка. Добежать до старта нужно так, чтобы дыхание было ровным. Режиссер делает пометку на этом пути:

– Есть такое понятие – разобрать пьесу. Пьесу мы разобрали, теперь нам предстоит ее собрать. Как говорил мой учитель Дмитрий Крымов, поставить спектакль – это значить разбить кувшин и склеить тарелку.

По тарелке, слава богу, из пистолета не стреляют.

11 марта 2025 г.
Танцуй, пока молодой!
Студия пластики театра отмечает 35-летие, а ее руководитель Анна Панюшкина на пять лет младше. Второй год она возглавляет коллектив, в котором выросла.
– Ребята, не экономьте на корпусе! Мальчиков буду отдельно вызывать, чтобы отрабатывать присядку, – муштрует студийцев руководитель студии пластики Анна Панюшкина. Идет репетиция народного танца из музыкальной сказки «Жар-птица» для праздничного концерта в честь 95-летия театра. За этой датой теряется 35-летний юбилей студии, который, впрочем, вливается в главный юбилей, как речей в реку. Ведь театр и студия – единое целое; студия – часть театра, а театр – смысл существования студии.
Если дети вырастают в театре, то вряд ли потом расстанутся с ним. Студия пластики – тот коллектив, который накрепко привязывает к сцене. Начиная с простой гимнастики, юниоры вырастают до профи и участвуют в спектаклях наравне с актерами труппы. Из самых упорных получаются лидеры.

Так случилось и с Аней Писаревой. Она занималась в танцевальном кружке «Звезды галактики», а посмотрев с мамой в «Глобусе» спектакль «Золотой ключик», заявила: «Я хочу сюда!» Но сезон уже начался, да и принимали тогда только с девяти лет, Ане едва исполнилось восемь. Мама уговорила руководство студии «посмотреть девочку». Никто ни разу об этом не пожалел.

В коллективе появилась любимка, парни таскали ее на руках, ласково называли Малэйза. Очаровательное создание: льняные волосы ниже попы, ангельское личико, вылитая Суок, кукла наследника Тутти. Но Суок в «Трех толстяках» играла актриса постарше, Ане же достались эпизодические роли, целых две – придворного поваренка и уличного мальчишки. Она лихо стреляла из рогатки в торт с головой продавца воздушных шаров и всхлипывала при диалоге Суок и Тутти.

Быстро освоилась в репертуарном графике студии, всё схватывала на лету, рисунок танца запоминала махом, хоть кого могла заменить в любом спектакле. Не только за красивые глазки ей доставались сольные партии и первая линия на сцене.

– С детства у меня обнаружилась предрасположенность к танцам, – скромно потупилась Анна Вячеславовна.

Когда ее спрашивали, не устала ли, не надоело ли, она только смеялась. Больше всего любила мюзикл «НЭП» за разнообразие и драйв, а «Робин Гуд» оказался этапным. После спектакля, не догадываясь, что еще вернется к нему, Анна отметила 15-летие студийной деятельности и душевно простилась с друзьями-коллегами: ребят, я на четвертом месяце. Романтические отношения, несмотря на тотальную занятость в театре, сложились за его стенами, фамилия Панюшкина была заимствована из среды технарей, от театра далекой, но тем и интересной.

К тому времени ярко выраженная блондинка, наделенная интеллектом творческого деятеля, имела диплом новосибирского колледжа культуры и диплом барнаульского университета по специальности «хореография», а также права автоводителя с пометкой «механика», на которые сдала с первого раза. Первую машинку приобрела подержанную, неказистую, зато на свои кровные, любимым делом заработанные. Сияя от предвкушения, посигналила под окнами ни о чем не догадывавшихся родителей. Особенно комфортно чувствовала себя в салоне личного автомобиля во время вынужденного профессионального простоя. «Когда ты за рулем, в тебя жизнь вселяется!» – заметила сидевшая рядом подруга Катя Гуралевич. Но Анна-то знала, что настоящая жизнь в нее вселится лишь когда она приступит к танцам.

Ее творческий темперамент требовал новых впечатлений, расширения привычных границ. Манили еще не взятые высоты; неизвестность не пугала, а бодрила. Анна прошла кастинг, пристегнула к себе мужа с крошкой Алисией (первые шаги дочка сделает в Шанхае) и улетела по контракту в Китай– танцевать в парке развлечений. Ничего не боялась, ни в чем не сомневалась, над ребенком не тряслась, сама ни разу не заболела, будучи настолько уверенной в собственных силах, что они от этого только прибывали.

Анна предприняла четыре таких поездки, умудрялась еще и привлекать молодежь, организовывать и обучать группы. В пандемию семья вернулась домой на последнем рейсе. Для таких же молодых мам Анна открыла студию «Амариллис», заточенную под расписание мама-ребенок, и успевала работать управляющей трех филиалов школы современной хореографии «Пантера». Пять лет она не заходила за кулисы родного театра. На сайте «Глобуса» появилась вакансия хореографа. Сердце подскочило и медленно вернулось обратно.
Студию пластики создали в 1989 году и возглавляли на протяжении 15 лет Наталья и Георгий Ерасеки. А потом щелкнул переключатель на реле времени, и стаж руководителя стал сокращаться, как шагреневая кожа. Первый преемник Ерасеков проработал на этой должности девять лет, следующий – пять, затем три года, и, наконец, всего несколько месяцев. Дальше сокращать стало некуда.

Анна Панюшкина приняла руководство студией пластики с четким осознание того, что возвращаться нужно в принципиально ином качестве. То есть с обретением профессионального и морального роста, с организаторскими и продюсерскими навыками, с готовностью работать по тридцать часов в сутки. Лидер с ангельской внешностью и несгибаемым характером изложила директору четкий план развития, где всё было рассортировано по полочкам, расчерчено по графикам и таблицам, структурировано по стратегическим направлениям.

Главное в этом деле – воспитание универсального танцора, то есть развитие на базе классического танца всех направлений с добавлением экспериментальной хореографии, акробатики, актерского мастерства. Анна Вячеславовна привела с собой двух педагогов, разделив между ними возрастные группы общим количеством 90 человек. И встала на мостик капитанского корабля, чтобы управлять Пиратами, Русалками, Медузами, Морскими жителями в премьере мюзикла «Садко в подводном царстве», что пришел на смену утомившемуся «Робину Гуду».

– Вы меня помните? – наклонился над ней каланчаобразный Костя Лобачев, в котором смутно проглядывали черты маленького Оливера из «Робин Гуда». Тогда он только пел, а теперь еще и танцует, совмещая сцену с учебой в автотранспортном техникуме. Окончательное прощание с мюзиклом все его участники устроили на последнем 101-м показе 22 сентября 2024 года, где руководитель и студийцы танцевали вместе, приветствуя новые рубежи.

Даниил Нечаев и его подруга Соня Тимофеева выбрали хореографию профессией, учатся на третьем курсе того самого колледжа, который закончила Анна Вячеславовна. Катя Иванова, Соня Суховейко, Саша Сарычева держат взрослую осанку. Ани Алавердян заканчивает школу, а уже танцует, как балерина из оперного. Диане Цехон всего 15 лет, но уровень, как у профи-универсала. Интересно с ними.

Самая горячая пора выпадает в школьные каникулы. Шоу «Новый год у Лукоморья» – это четыре спектакля в день на протяжении двух недель. На сцене кружится Вьюга, полыхает Огонь, скачут Лягушки и Крысы. Жители города исполняют вальс цветов и «Голубой Дунай». За юмористический номер «Служба доставки Деда Мороза» коллектив получил звание лауреата I степени на Всероссийском конкурсе-фестивале «Совершенный».

Ныне грядет самое масштабное событие года – юбилейный концерт к 95-летию «Глобуса». Репетируют без перерыва на сон и еду попурри из пяти разножанровых номеров. Тем временем юниоры осваивают азы, среди них первоклассница Алисия – ангел во плоти, вылитая мама в детстве. Когда дети вырастают в театре… Впрочем, не будем забегать вперед, даже если впереди больше, чем позади.

3 апреля 2025 г.

Создатель - это участник творческого процесса, тот, кто вносит свою лепту в рождение спектакля. Это актер, совместно с режиссером придумавший образ своего персонажа и воплотивший его на сцене, это художник, это реквизитор, это монтировщик декораций и многие другие...
Солнечный круг
Алексей Логачев: выпускник выпускник режиссерского факультета Российской академии театрального искусства – ГИТИС, мастерской Е. Б. Каменьковича и Д. А. Крымова (2007–2011), поставил 35 спектаклей в разных городах России, режиссер спектакля «С вечера до полудня» по пьесе Виктора Розова в театре «Глобус». Премьера состоялась 19 марта 2025 года.

Солнце, рифмуясь с иллюминатором, оставило круглый автограф на афише спектакля «С вечера до полудня», установленной в верхнем фойе театра. Это был намек на то, что нервная ночь, рвущая в клочья души персонажей, сойдет на нет, и полуденное светило, уютно устроившись в зените, приласкает, успокоит, осветит тропинку в новый день. Ведь нужно научиться расставаться с израсходованным прошлым и как-то ладить с этой жизнью. А зритель, облегченно выдохнув, уйдет из театра в солнечном настроении.

«С вечера до полудня» – 35-й спектакль в послужном списке режиссера из Нижнего Новгорода Алексея Логачева. Цифра кругла, как диск солнца, возраст тоже обретает округлость – через полгода исполнится сорок. До гроссмейстерского числа 100 еще далеко, а ритм по две-три постановки в год уже наработан. Досконально изучен сборник всех розовских пьес, а самая близкая из них, размятая на одной из лабораторий, несколько лет ждала своего часа в режиссерском портфеле.

Алесей Логачев решил ставить Розова как Чехова. Вытащил из пьесы темы, созвучные Чехову. Добрался в тексте до дна морского, дотянулся до пятен на солнце. По-чеховски и команда подходила к разбору материала. На площадке важно всё – как ты встал, как пошел, как оглянулся и как замолчал. Что происходило до конкретной реплики и почему она звучит именно так. Чем наполнены слова и что остается между слов.

– Нам повезло работать с таким режиссером. Он возвращает нас к истокам русской психологической школы. Он не ломает актера, а помогает максимально раскрыться его природе, – считает Светлана Прутис, помощник режиссера и актриса тоже с сорокалетним стажем.

У Чехова слова из песни не выкинешь, но с Розовым все же иначе. Бережное отношение к первоисточнику приобрело принципиально иное значение, чем в прошлом веке. Тогда кто-то отваживался поставить пьесу целиком, невзирая на цензуру. Сегодня она нуждается в избавлении от советских штампов и многословных рассуждений. Актеры, следуя режиссерской воле, погружались в текст не спеша, вымарывали из него целые куски или отдельные слова, противоречащие актерскому самочувствию. Ведь важно не рассказать о чувствах, а прожить их. Как выразился режиссер, сыграть кадыком так, чтобы «буря внутри и остров Пасхи снаружи». А играть есть что: устои семьи, охранявшей привычный образ жизни, рушатся в течении каких-то 20 часов. Триггер в лице неожиданных гостей обрушивается на каждого из обитателей загнивающего мирка. Режиссер целенаправленно вел героев спектакля к обновлению и переосмыслению себя.

– Это отзывается во мне какими-то личными историями, – задумывается Елена Гофф, репетируя роль заморской дивы, страдающий от разлуки с сыном, типичным розовским мальчиком в исполнении Андрея Андреева. Тот дурачится со старшими коллегами, сочиняет голливудский сюжет, в котором Альберт – злодей и притворщик, а жесткие флешбеки раскрывают его низменную сущность.

– С неожиданным прочтением – прямиком на фестиваль, они такое любят, – вместе с командой отсмеялся режиссер. – Я устал от театра с его амбициями. Меня привлекает театр, исследующий правду жизни.

Четверть века назад он, пребывая в возрасте Альберта, о театре не имел вообще никакого представления. По настоянию родителей поступил на факультете вычислительной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. Но не отправился по их стопам дальше, а свернул в сторону театральной студии при университете. Вместе с педагогами начал режиссировать «Студенческую весну», а самые главные впечатления нагнали за кулисами нижегородского ТЮЗа. Видя такое дело, худрук театра легендарный Вячеслав Кокорин взял студента на должность завлита, ради чего было не жалко уйти в академотпуск. На его глазах мастер создавал авторский театр, что и было самой прекрасной профессией на земле.

На IV курсе Алексей начал было готовиться к летней сессии, надо же было все-таки закончить обучение, но испытал скуку смертную. Всё стало ясно, как мизансцена в кругу театрального света. Забрал документы, поехал поступать в ГИТИС, попал в мастерскую Каменьковича и Крымова. Под началом любимых педагогов сформировалась личность художника и его режиссерский метод.
Поработав очередным в Барнауле, затем главрежем в Саратовском ТЮЗе, он дождался приглашения в родной театр. Который вот уж много лет испытывал кризис творческого и административного руководства. Мечтой было построить авторский театр по-кокорински – театр-дом, театр-храм, театр-ориентир для молодежи, театр-серьезный собеседник для всех поколений. Жизнь нижегородского ТЮЗа забурлила, но без диплома театрального менеджера ты не хозяин ни себе, ни театру. Что доказывает не только частный случай, а общая театральная ситуация современной России, где театр – это прежде всего директорский проект.

Первое приглашение на постановку пришло свободному художнику из «Глобуса». За ним уже числился десятилетний опыт руководства молодежным театром, еще больший – работы на большой сцене, а также набор многочисленных лауреатских наград, например, приз жюри «За высокую культуру сценического воплощения современной драматургии» на российском фестивале «Коляда-Plays – 2016» за саратовскую «Банку сахара».

– «Банка сахара» идет с аншлагами вот уже десять лет, в прошлом году сыграли сотый раз, – констатирует Алексей Логачев. – Понимаю, когда «Игроки» в «Глобусе» не сходят с репертуара двадцать лет: это же Гоголь. Но здесь… Современная пьеса, камерная, по сюжету человек работает на удаленке, пользуется доставкой, не выходит из дома. Что там может заинтриговать? В пандемию спектакль обрел второе дыхание, но и сейчас билетов не достать. Это чудо просчитать невозможно, оно ничем не объяснимо. Но успех не добавляет уверенности в себе. Каждый раз кажется, что он случен, что ты до сих пор ничего не умеешь, просто в этот раз никто не заметил. Что поделаешь, по-другому нельзя, иначе превратишься в того, кто не имеет отношения к искусству.

В день первого выхода «С вечера до полудня» на зрителя разгулявшееся весеннее солнце основательно взялось за растопку снегов. Актеры закончили отрепетированный поклон, а овации всё длятся и длятся. Режиссер на поклон не выходит. Еще неизвестно, как примут завтра. Но загадал: если утро премьеры будет солнечным, можно уезжать домой с легким сердцем.

21 марта 2025 года
Перина врозь
Иван Басюра – Петух в спектакле «Кошкин дом».

Прошло несколько показов спектакля «Кошкин дом», и уже ясно, что это – малышовый хит, который и взрослым зашел. Удача спектакля, если команда становится ансамблем. Тогда хочется смотреть столько раз, сколько в нем персонажей. Чтобы сосредоточить внимание на ком-то одном, не пропустить ничего из богатой мимической и эмоциональной палитры. Выразителен грим персонажей, но на фотографиях с репетиций бывает интересно разглядывать зверей без грима, чтобы оценить красоту игры.

Одно только появление любимца публики на сцене вызывает реакцию зала. Там что ни эпизод, то отдельный эстрадный номер, коллекция остроумных актерских находок – выпуклый характер в системе образов зажигательной, во всех смыслах этого слова, детской сказке. Загорелся кошкин дом, и Петух сразу же спалился, а ведь как умеет пыль пустить в глаза!
Петух У Ивана Басюры _ преинтереснейшая личность со сложной судьбой. Еще бы _ отставной военный, при мундире, в орденах, слегка неуклюж на светском приеме, но мигом приосанивается, различив барабанную дробь в какофонии звуков. Он еще - о-го-го, он приударить за хозяйкой не прочь! На одно колено вставал, ручку целовал, лапшу вешал: «Соседка, с нынешнего дня Я ваш слуга до смерти. Пожалуйста, поверьте!" И ведь поверила, поверила, и больше ничего…

К нему к первому после пожара идет под руку с котом Василием. У дворника под мышкой ручной рояль, он носит с собой несколько разных музык, смотря кому какая подходит. Для Петуха – «Гори, гори, моя звезда», споемте, друзья. Кошка намекает, что звезда – это она и есть, а Петух косится на свой боевой орден.

Демонстрирует лицемерную душевность, глазки прикрывает в изображаемом экстазе. Романс романсом, а перина врозь. Военной закалки человек, никаких поблажек ни себе, ни ближним. Предельно серьезный, а потому смешной, как любая курица, хотя и Петух. Он будет и дальше смотреть в свой бинокль, обозревать свои владения, чтобы не видеть, что творится у него под носом. Пожар?

Значит, так было надо.
Моменты закулисной жизни от зрителя скрыты. Но от них в итоге зависит, что он увидит на сцене. Фотографии закулисья приоткрывают завесу таинства, которым окутан путь, ведущий к результату творческих усилий.
Искусство в движении
Репетиции юбилейного концерта – самая горячая пора сезона.



«Искусство в движении» – это юбилейное шоу, торжественный вечер, праздничный концерт, одним словом, грандиозное действо, посвященное 95-летию театра. Это самый многонаселенный проект из всех, что осуществлялись на большой сцене «Глобуса». В нем участвует вся труппа, а это полсотни актеров, плюс дети актеров, плюс студия пластики, плюс вокальная студия. На протяжении нескольких дней, начиная с десяти утра, коллектив репетировал спектакль «Искусство в движении», который пройдет всего один раз, но к которому были направлены усилия всего сезона.

Импровизация удается тогда, когда она тщательно отрепетирована. «Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо, как та, которую я готовил три дня», – сказал Марк Твен. В нашем случае трех дней не хватило бы. А студийцам не хватило бы и трех недель. Чтобы подготовить, например, отточенный рисунок попурри, студия пластики пласталась с осени. А самая младшая группа Kids 1, появившаяся на сцене всего на несколько минут, только учится держаться на публике, и особых усилий стоило отрепетировать сам выход.

Все службы, все цеха, все сотрудники театра были задействованы в подготовке юбилейного вечера. Осталось только зажмурить глаза и представить, что придется пережить к столетнему юбилею...

4 апреля 2025 г.






Будущие звезды
Самые маленькие участники студии пластики театра постигают азы танцевального мастерства, которое для многих становится профессией.



В репетиционном зале пыхтит младшая группа Kids 1: у них сегодня гимнастика. Сначала надо научиться вставать на мостик, а потом уж задумываться о великом.

Студия пластики театра в нынешнем сезоне отмечает 35-летие. Примерно столько же лет или даже меньше родителям, которые привели своих малышей на занятия, чтобы потом увидеть на сцене, будь то любимая сказка для всей семьи « Садко в подводном царстве» или архисложный мюзикл « Кабаре». Или что-то новое, в создании которого будут участвовать подросшие танцоры.

Артисты студии пластики в возрасте от 6 до 18 лет занимаются различными дисциплинами, включая классический танец, джаз, уличные стили. На сцену они выходят наравне с профессиональными артистами. За 35-летнюю историю студии юные танцоры приняли участие ровно в сотне спектаклей.

12 марта 2025 г.






Спектакли репертуара существуют не сами по себе и не отдельно друг от друга. Их объединяют смысловые рифмы, темы, мотивы, переклички, совпадения, которые улавливают идеи, витающие в воздухе, и из которых складываются направления и тенденции творческой программы.
Урок всем впрок!
Темой перевоспитания отрицательных героев объединены детские сказки «Кошкин дом», режиссер Светлана Потемкина, художник по костюмам Наталья Катеренюк, и «О рыбаке и рыбке», режиссер Кристина Звыкова, костюмы Софья Скороходова.

Воспитать ребенка можно, а перевоспитать – вряд ли. А уж о взрослых и говорить не приходится – каким ты был, таким остался. И только в детских сказках совершается чудо перерождения. Уговорами и увещеваниями вряд ли чего добьешься – динамика характера рассматривается через боль и беду, через жесткий урок. С помощью яркого театрального языка ребенку преподносятся простые истины, которые и для взрослых зрителей остаются актуальными, особенно когда они позволяют себе то, что запрещают детям.

Вот и в «Кошкином доме» главная героиня позволяла себе всё: роскошь, праздность, барство, чванство. Всё это внятно прописал Маршак и с юмором и озорством показала Светлана Потемкина. Ангорская кошка (Елена Гофф) – модница и кокетка. Белое платье из перьев пошито у дорогого портного, блестки на веках придуманы модным визажистом. Вся такая мурлывчатая, манерная, утонченная, руки держит волной, как модель, выступает будто пава. Дети сказали бы «воображуля». Хочет понравиться гостям, но не учитывает классового неравенства. Аристократка бессильна против обывателей. Мурлом мещанина обзывал их один революционный Поэт.

Свинья (Тамара Седельниковая) – вылитая тетя Соня с рынка. Коза (Светлана Прутис) – ревнивая абьюзерша. Петух (Иван Басюра, Денис Горовенко) – отставной военный, не прочь приударить за хозяйкой, но только если без обязательств. Никто из этого сброда не в курсе, что у порядочных людей в крови обязательство платить добром за добро. И никак не наоборот.

Если бы в богатом доме не возник пожар, его надо было бы организовать. Иначе эта неженка так ничего бы и не поняла. Хождение по соседям, просьбы приютить – это сплошные унижения, раз за разом от ворот поворот. Зато каков результат! Кошка зябнет, заболевает, слезы капают, запросы падают, согласна на любой ночлег. Бедные племянники оказались незлопамятны и, особенно в сравнении с неблагодарными соседями, совершили переворот в теткиной душе. Перевоспитавшаяся барыня вырастает до искреннего «прости», что есть крайняя степень раскаяния-прозрения.





В «Сказка о рыбаке и рыбке» Старик со Старухой вернулись в нищету, тоже не выдержав испытание богатством. Сначала в этой паре царит идиллия, соответствуя поговорке про рай в шалаше. А тут свалились с неба, точнее, вынырнули со дня моря-океана неожиданные блага. Взрослые уже прошли через такую вещь: чем больше получаешь, тем больше хочется, желания растут в геометрической прогрессии. Наиболее опытные догадываются, что сбыча мечт не гарантирует комфорт, не говоря уже о счастье.

А у детей блестят глазенки при виде всё новых и новых побрякушек. Чтобы непреложные истины были понятны юным зрителям, драматург Юлия Булавина, переписав сказку Пушкина, ввела в текст нового персонажа. В программке он обозначен «Тень», а выглядит как мультяшный дьявол –в красных резиновых валенках, в темных круглых очечках (Иван Зрячев). Выполняет функции подсознания, внутреннего «я», темного начала в человеке и, конечно, внешних раздражителей, растравливающих потребительские инстинкты. Он соблазняет Старуху сладкими речами, дразнит блескучими цацками, и вот она уже влезла в рыбью парчу, вообразив себя владычицей морскою. Выросла в собственных глазах на котурнах своих аппетитов.

Любовь к Старику сошла на нет. Он теперь у нее на посылках – русалки, подзуживаемые Старухой, гоняют его веслами, пинают ногами, всячески унижают. Безропотный истукан вообще не имеет права голоса, согласно традициям русских сказок, на вершине которых устроился абсурдный «Морозко». А рыбка с каждым новым запросом чахнет и хиреет. Всё, дальше некуда, пора всем возвращаться на круги свая.

Лишившись нахапанного добра, Старик со Старухой опять обнимаются и милуются. Но им труднее, чем Кошке Ангорской. Преданный кот Василий всегда был с ней рядом, а теперь у нее еще и семья, и все вместе стоят новый дом. А Старик со Старухой, потеряв кров, рука об руку уходят в неизвестность. У них, кроме друг друга и горького опыта, больше ничего нет – ни свободы выбора, ни имущества, ни перспектив. Но расплату стоит признать справедливой, иначе человеческое начало не обрести.

Костюмы персонажей хорошо помогают юному зрителю разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. После плученных уроков Кошка вполне обходится без гламурчатых муфточек и перчаточек, стразочек и пайеточек. Добрые и работящие персонажи одеты в простые, но со вкусом сарафаны. Старухе тяжесть золотых нарядов оказалась не по плечу. Ей больше идет холщовое рубище, в котором она выходила вначале. Они со Стариком опять стали два сапога пара, одетые одинаково, в простые белые одежды, символизирующие честную трудовую жизнь. Старик, как и кошкины племянники, тоже всё простил.

На фото сверху: эпизоды из спектакля «Кошкином доме»: на фото в середине: эпизоды из спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке».

15 апреля 2025 г.


Беда от жадного сердца
Любовь по расчету: «Женитьба Бальзаминова», режиссер Нина Чусова; «Ревизор», режиссер Роман Самгин. Главные герои этих спектаклей играют свадьбу!


Про то, что Пушкин подарил Гоголю сюжет «Ревизора», все знают из литературы. Про то, что пары соединяются в корыстных целях, все знают из жизни. Гоголь – инфернальный фантаст, Островский – психологический бытописатель. Гоголь был женоненавистником, вел монашеский образ жизни, у него даже в «Женитьбе» ничего не срастается. Островский вел бурную личную жизнь, а занимался тем, что высмеивал браки по расчету, у него или богатые невесты, (тоже в «Женитьбе»), или идти просить доходного места. И вдруг Хлестакова и Бальзаминов сюжетно пересеклись – оба сыграли свадьбу!

Две истории в прочтении разных режиссеров и поставленные с промежутком в семь лет, объединились в романтическом финале. Выяснилось, что любовь – это прожиток старины глубокой, но каждый имеет право на удобство в личной жизни.

Главные персонажи этих спектаклей – родственные души, хотя и обитают в различных вселенных. Мишенька Бальзаминов у Никиты Зайцева – инфантильный дурень, маменькин сынок, безотцовщина. Хлестаков у Никиты Сарычева – бездельник, халявщик, пьяница. Ключевая характеристика – пустышка, отдающая предпочтение потребительскому укладу. Для них брак по расчету – лучший выход из бедственного положения. Оба находят подходящую для этого барышню в остроумном исполнении Нины Квасовой. А что будет дальше и чем обернется семейная жизнь, читайте у Толстого.






Очаровательная вдова живет по соседству с Бальзаминовым. Женихи на нее как на мед не летят, потому что ей лень из дома выйти. А ведь она знойная женщина, мечта поэта. Ей очень идут белые кудряшки, белые колготки, белые подушки. И вот она нежится на подушках и мечтает, чтобы жених на нее с неба свалился. Примерно так и происходит. Мишенька хоть и лоботряс, но ему под силу перепрыгнуть через забор – прямиков в объятья истомившейся вдовы.

На пышнотелую дочку Городничего жених тоже сваливается с неба, вслед за бричкой. Пожитки пришельца шлепаются откуда-то сверху, Хлестаков со своей сексапильной спутницей Осиповой проваливается в тартарары, как Алиса в нору. И правда, отсюда хоть три недели скачи, ни до какого государства не доедешь. А тут – такая миленькая пышечка, губки бантиком, глазки хлопают, обряжена в русский сарафан с рюшами и вышивками, как матрешка. Согласно первоисточнику, она, наперебой с маменькой, вешается на шею дорогому гостю; он, разгоряченный дармовым угощением, идет у нее на поводу. Потом и сам не знает, куда от этого деваться, но процесс пошел.

Островский создавал миры сатирических комедий, а театр усилил жанр музыкальной феерией. Мюзикл «Женитьба Бальзаминова» начинается с чужой свадьбы, огорчившей Мишеньку, и завершается его собственной свадьбой, излечившей Мишеньку. Гоголь создавал запредельные миры мистических видений, а театр выбрал гротеск как главный художественный прием, выстроив ирреальное пространство, разрушающее обычную житейскую логику, согласно которой женитьба Хлестакова не могла состояться ни при каком раскладе.

Хлестаков, словно бомж, появляется взлохмаченный, в засаленном одеяле, но местные свято верят, что он ревизор. Его безропотная и безымянная подруга Осипова красива не по-здешнему, да еще с модельной прической, но на нее никто не реагирует, будто она всего лишь призрачное видение. Пусть себе чинит колеса хлестаковской коляски, где происходят эротические сцены. Марья Антоновна своего не упустит. Провожая новоиспеченного жениха в краткосрочный отъезд, она ведет себя так, будто он – ее непреложная собственность, руки прочь от Ивана!

В пьесе Хлестакова поспешно увозили восвояси, запоздалое разоблачение ему не грозило. В спектакле он неожиданно возвращается, ведь он же обещал! А невеста не даст его в обиду. Заслонит его от расправы всеми своими пышными юбками, закроет своим истомившимся телом. Деваться некуда, надо играть свадьбу.

Стол накрыт, все деловито выпивают и закусывают под дурашливую народную песенку. Вот оно, счастье, которого не бывает: каждый остался при своем плюс приданое, любовь, похожая на сон, состоялась.

27 марта 2025 г.

На фото: сверху эпизод из спектакля «Женитьба Бальзаминова», внизу эпизоды из спектакля «Ревизор»


Вы поедете на бал?
Взрослые и дети: «Денискины рассказы» Виктора Драгунского 6+, режиссер Алексей Крикливый и «Доклад о медузах» Али Бенджамин 12+ из проекта «Детки и предки».

6+ (12+) – это значит, что родителям интересен мир, раскрытый театром для детей, а они сами, показанные глазами ребенка, помогут увидеть себя со стороны. В старых добрых «Денискиных рассказах» дети и взрослые – единое целое, одна большая семья. В «Докладе о медузах» между теми и другими пролегает пропасть. Но она преодолима.

«Денискины рассказы» на протяжении почти 13 лет остаются любимым семейным спектаклем. Одно поколение актеров повзрослело и уступило подмостки младшим коллегам, а мир Дениски Кораблева продолжает искриться и сиять. Художник Каринэ Булгач раскрасила сценическую реальность в романтические цвета, отдав предпочтение нежно-голубому, цыплячье-желтому, сказочно-сиреневому. Светящиеся полоски метрополитена похожи на радугу, а глубокая даль окна манит неизведанным. Это пространство беззаботных фантазий и счастливых воспоминаний, где всё немного приукрашено, потому что мы так хотим.

Первоклассник Дениска (Никита Зайцев) – разгильдяй и проказник, любитель поорать песни о героях и мечтатель о космосе. Мама вместе с ним восхищенно разглядывает светлячка, вырученного за пожарную машинку, а папа даже не думает ругать за неравноценный обмен. Другие взрослые тоже добрые и забавные, как рисованные человечки в советских мультиках. Милиционер никого не наказывает, а только спотыкается и вытанцовывает какие-то выкрутасы. Продавщица газировки дружит с рыжим клоуном из цирка. Пионервожатая Люся мастерица устраивать костюмированные представления.

Только на минутку обиделась на нее Алёна Бойко (Екатерина Гуралевич) за то, что все забыли про ее баян, но тут же всё наладилось, и Алёна была горда своей важной миссией аккомпаниатора. А еще она горда тем, что нарядилась бабочкой, ведь это же бал, настоящий бал! Но Алёна – не фифа какая-то, она и «ум-ца-ца» умеет, с ней и в футбол, и в строителей играть прикольно! Дениска и его друзья Мишка (Иван Зрячев) и Костик (Станислав Курагин) Алёну своим парнем считают.

На фотографиях из спектакля вроде бы взрослые актеры, а на сцене – сплошная малышня, присвоившая из детства не только школьную форму, а темпоритм, пластику, внутреннее состояние с его радостным восприятием мира, который распахнут тебе навстречу. А потом эти герои подрастут, и на них обрушится вал проблем пубертатного возраста. Те же, в основном, актеры в «Докладе о медузах» играют уже взрослых, а Алёна Бойко перевоплотилась в главную героиню спектакля Сьюзи Свансон.







Ей 12 лет, а она уже всё-всё знает про медуз. Она такой доклад приготовила – как настоящий ученый-исследователь! Грамотному сбору информации и оформлению разрозненных фактов в цельную историю школьники могут научиться на этом спектакле. Но это только вершина айсберга.

Порой кажется, что Сьюзи умнее взрослых. Мама твердит «опаздываю, опаздываю», мельтешит, суетится, переставляет туда-сюда какие-то коробки. «Так не опаздывай», – говорит Сьюзи. Казалось бы, чего проще – вот и не создавайте себе проблем сами. У подростков они гораздо сложнее, и решать их приходится самостоятельно. «О чем ты думаешь?» – задает отец дежурный вопрос. Сьюзи думает про громадную мусорную воронку в мировом океане. Родитель же хочет просто поболтать, она это понимает – и решает больше не разговаривать. Замолчать раз и навсегда.

Она только с окружающими не разговаривает. А залу доверяет самое сокровенное. У нее острый, вибрирующий нерв, точная, напряженная мысль, эмоциональная и выразительная речь. В ее вселенной носятся ледяные вихри и бурлят глубоководные течения. Буллинг одноклассников, неискренность взрослых, предательство подруги и ее внезапная смерть ведут взрослеющего человека к мучительной рефлексии, переосмыслению событий и, наконец, принятию этого мира и себя в нем. «Доклад о медузах» тайно заведует воспитанием чувств, которые не следует выставлять напоказ, избегая формата общего пользования. Зал затаил дыхание и превратился в единое целое.

«Мы – пылинки в лучах солнца», – одно из удивительных открытий Сьюзи, а сколько нам открытый чудных! В сценографии Антона Болкунова окружающий мир – это сплошная лаборатория, в которой ты изучаешь природные явления, себя и других. Колбы, мензурки, реторты, банки-склянки наполнены светящимися жидкостями, наклонившись над которыми хочется колдовать и экспериментировать, ведь сколько бы открытий ты ни сделал, тайного и непознанного еще больше.

Роднит эти столь разные, но бережно исследующие психологию ребенка спектакли одно сюжетное совпадение. Оно совершенно случайно, но представляется символическим смысловым знаком. Финальным аккордом и там и там заявлен костюмированный бал. Этот праздник делает друзей еще дружнее и примиряет поссорившихся. «Отгадай, в кого наряжусь, в героя или злодея?» – спрашивает Джастин у Сьюзи. Конечно в героя, Джастин! Злодеев больше не бывает. Когда взрослые и дети начинают понимать друг друга, злодеи исчезают.

12 марта 2025 г.

Всегда с хорошей историей!


Десять лет назад «Глобус» тоже праздновал юбилей, архивные фотографии которого предлагаем вашему вниманию.
У театра «Глобус» богатая история. Переверните любую страницу и углубитесь в воспоминания. Семейный альбом с видеопроекцией на большой экран листали на юбилейном вечере «Искусство в движении!» 4 апреля 2025 года. Там – неутомимая Наталья Кирсанова, чьи воспитанники выросли и привели себе на смену своих голосистых детей. Там – легендарный Георгий Ерасек, чье детище живет, развивается, обеспечивает сценическому пространству зрелищность, экшн и драйв. Времен связующая нить не рвется, но тонко вибрирует.

Красиво, лихо, грандиозно, с размахом театр отметил 95-летие. А что же будет через пять лет, когда нагрянет самая что ни на есть круглая дата – цифра 100? Об этом можно фантазировать, заранее придумывая сюжет. А можно путешествовать в обратном направлении и вспомнить, как праздновали 10 лет назад.

В 2015 году, с 27 марта по 4 апреля, проходила череда разнообразных мероприятий в честь 85-летнего юбилея. Слоган праздничной программы – «Всегда с хорошей историей!». Она открывалась вокально-хореографическая фантазией молодежных студий «Творим и радуем!», а завершалась большим театрализованным перформансом
«Входите, открыто!»

На наших фотографиях – знакомые всё лица, только на десять лет моложе. Или же те, кто таким и остался. Не говори с тоскою: нет, а только с радостию: были!

6 апреля 2025 г.


А счастье было так возможно...
Лавстори для спектакля «С вечера до полудня» из зимнего турпохода Лёвы и Нины – это искрящиеся моменты любви, у которой всё впереди.
Но любовь сломалась о непроходимые препятствия. Согласно сюжету спектакля, парень исчез с горизонта в поисках легкой жизни, а девушка продолжала его любить, не желая отпускать и цепляясь за прошлое. Лёва объявился через девять лет. Да и то только потому, что в гостинице для командировочного из Академгородка не нашлось свободных номеров.

В один из самых драматических эпизодов спектакля Нина (Анна Михайленко), завлекая Лёву (Андрей Вольф) в омут счастливых воспоминаний, показывает ему слайдшоу из прошлой жизни. Черно-белые фотографии, напечатанные десять лет назад, сохранились плохо, они помяты и поцарапаны, местами изображение выцвело, а то и вовсе стерлось – как и их отношения.

Фотосессия, имитирующая турпоход, в котором Нина получила тяжелую травму, проводилась возле театра, в густом ельничке, скрывающем силуэты зданий. Это был самый холодный день марта, после которого началось таяние снегов и наступила весна.

17 марта 2025 г.


В капле можно разглядеть море, а в эпизоде - портрет спектакля. Наиболее важная и яркая сцена выражает образ, импульс, идею, мысль, послание творческой команды залу. Сегодня в фокусе - эпизод из спектакля «Art»
Трое на качелях
«Art»: психологический фарс Ясмины Реза, режиссер Илья Паньков, в ролях Илья Паньков, Руслан Вяткин, Никита Сарычев.
Премьера легкой французской комедии «Art» состоялась в «Глобусе» бог весть когда — в 2013 году. Денис Малютин поставил ее с Павлом Хариным и Александром Варавиным. Иных уж нет, а те далече — мысленно или физически. В 2023 году Илья Паньков возобновил спектакль с двумя лучшими друзьями — Никитой Сарычевым и Русланом Вяткиным, что удачно соответствует теме спектакля. Сюжет, придуманный женщиной-драматургом, строится на мужской дружбе, которая чуть не распалась, но выстояла и стала ещё крепче.

Всем известна гоголевская «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Камнем преткновения стала свинья, которую предложили обменять на ружьё. Друзья не сошлись во мнениях о ценности товара. Пьесу о том, как поссорились Серж и Марк, тоже можно отнести к подобной тематике. Друзья не сошлись во мнениях о стоимости, точнее, ценности белой картины.

Целый век знатоки и всезнайки ломают копья из-за чёрного квадрата Малевича: то ли это бездна, то ли профанация. Вот и Серж с Марком не на шутку сцепились из-за белого прямоугольника. Один млеет от гордости за шедевр и не может налюбоваться проступающими на нём полосами. Другой убеждён, что перед ним «дерьмо» и 200 долларов выброшены на ветер. Впрочем, задумывается Марк в финале, там изображён лыжник, исчезающий в снежной мути. Здесь можно напридумывать что угодно, как в фильме Гастона Дюпра «Главная роль», где супружеская пара деятелей культуры восхищается звуками тромбона, а это сосед сверлит стену дрелью.

А третий — Иван (с ударением на первом слоге) мечется между двух огней. Он совершенно не расположен спорить о вкусах, да и вообще его волнуют другие вещи. Самый смешной эпизод спектакля связан именно с этим.

Решив отвлечь друзей от разногласий, переключить программу на другой канал, Иван врывается в квартиру, плюхается в кресло и обрушивает на них поток сознания. В его вопль души невозможно вставить ни слова. Из этого умопомрачительного монолога можно понять, что у него, Ивана, большие проблемы с предстоящей свадьбой, но понимать ничего не нужно. В его пламенном пассаже столько же смысла, сколько в белой картине, купленной за бешеные деньги. Серж заплатил за модную концепцию, а думает, что за искусство, которое завораживает его одной лишь ценой; Иван вынужденной женитьбой расплачивается за место продавца в отделе канцелярских товаров (потрясающий карьерный рост, не так ли?), но не прикрывается рассуждениями о прекрасном.

Короче, Иван несёт чушь, друзья в шоке. Феерическая подача и реакция Сержа с Марком взрывают зал смехом, как, впрочем, и последующие выкрутасы Ивана. Неуправляемый холерик, импульсивный невротик, взбалмошный живчик набрасывается с кулаками на ближнего, лупит его полотенцем, имитирует разрыв барабанных перепонок, впадает то в ужас, то в обиду, то в ступор. Ну, любо-дорого посмотреть, сколько приспособлений находит Илья Паньков, чтобы погрузить зрителя в энергетическое поле своего персонажа, где воздух раскаляется докрасна, как доменная печь.

Ключ к его характеру, да и не один, можно найти в тексте. Например, весьма показателен факт шестилетних визитов Ивана к психоаналитику Финкельзону, который, судя по его высказываниям, законспектированным на манжетах, типичный шарлатан, который наживается на доверчивости клиентов. Как говорил герой романа Дениса Драгунского, эффект от подобных сеансов такой же, как от исповеди у священника: несёшь ему денежки, а толку ноль.

Вот и от усилий Ивана толку ноль. Выяснения отношений Сержу и Марку не избежать. Триггером ссоры могло стать что угодно, а тут под руку попался псевдошедевр. За 15 лет знакомства накопилось достаточно взаимных претензий; наступает критический момент, когда их необходимо проговорить, чтобы поставить точку в дружбе — или продолжить ее на новом уровне. Эмоциональные качели будут раскачиваться туда-сюда, пока не порвутся цепи. И тогда они успокоятся, даже необузданный Иван.

Пьесу «Искусство» француженки Ясмины Реза, написанную в начале 90-х, любят хвалить за то, что она супер-пупер успешна. Она переведена на сорок языков мира, идёт по всей Европе и даже дальше, с триумфом прокатилась по России. Казалось бы, странно: действие происходит в одном месте, никаких декораций, если не считать трёх кресел и белёсо-бесплотной плоскости. Персонажей всего трое — и ни одной женщины, заметьте.

Однако ирония, фарс, драйв, актёрское мастерство всех троих развеивают все сомнения на этот счёт. И уже неважно, картина перед ними или симулякр. Буратино проткнул белый холст, и за ним обнаружилось чудо театра.

2 апреля 2025 г.
Выше только небо
«Мальчики» 12+ по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер»: режиссер, автор сценария и музыки Артем Терехин, художник Екатерина Угленко. В ролях мальчиков Александр Липовской, Станислав Курагин, Денис Васьков, Никита Зайцев, Иван Басюра.
Романтическая героика ушла в прошлое, а приключения сводятся к виртуальным стрелялкам. Нынешнее поколение понятие не имеет, что значит проводить всё лето без гаджетов и черпать счастье из воздуха, где среди облаков парят бумажные змеи. Но команда спектакля «Мальчики» с такой ошалелой искренностью затягивает зрителей в атмосферу далекого детства, что сразу начинает щемить где-то там, в области грудной клетки. Зал будет и смеяться, и плакать, и театральную условность примет как очищенную от всего наносного реальность.

А помнишь, как с утра пропадал во дворе, в компании таких же пацанов. Ветер надувал паруса твоих фантазий, август обещал удержать лето за подол тополиной крылатки. Запуск воздушного змея – настоящее приключение в призрачной утопии затонувшего детства. Зеленая-зеленая трава, соседская голубятня, старый чердак, откуда проглядывает громадное полушарие неба.


Чердак – это гулкая высота сознания, выше только облака. Это место силы, тайная комната, хранилище мечты. Там построил свою вселенную слепой мальчик Влад – конструктор лучшего в мире воздушного змея, повелитель ветра, изобретатель флюгера, ловец молний. Там он раскрыл своему другу Генке самое сокровенное. Туда устремился Генка, чтобы в проливной ливень спасти Влада от удара шаровой молнии. Оттуда, выбиваясь из последних сил, выволок его по шаткой лестнице. Ведь дружить – это значит чувствовать друг друга, а не только ветер. Приходить на помощь даже тогда, когда тебя не зовут. Неистово желать, чтобы Владу сделали операцию и вернули зрение.

Сполохи молний, синева клубящейся дымки, пыльные сумерки чердака – это образ далекого детства, в котором пацаны в коротких штанишках проверяли себя на крепость характера и верность дружбе. Потом они раскатали штанины, и остались только воспоминания о себе прежних, растворившихся в мареве утраченного времени. Детство мое, постой! Погоди, не спеши… Но ветер улетел, а дом с чердаком пошел под снос. И отблески молнии в глазах погасли.

12 марта
Женщина в белом и раненые звери
«С вечера до полудня» по пьесе Виктора Розова: режиссер Алексей Логачев, сценография и костюмы Мария Утробина, в ролях Илья Паньков, Елена Гофф, Анна Михайленко, Александр Варавин, Артур Симонян, Андрей Вольф, Андрей Андреев. Премьера 19 марта 2025 г.
Беговая дорожка опоясывает дом в центре Москвы. Ким Жарков – тренер по легкой атлетике, его работа – бегать со свистком. Но он не признается сам себе, что давно бегает по замкнутому кругу, как и его отец, как и его сестра. Для того чтобы свернуть на другую траекторию, нужен мощный триггер. Что-то должно случиться. Оно и случится. Сейчас-сейчас. Смотрите, как они замедляют бег, сходят с беговой дорожки, движутся в рапиде, словно призраки. Рассаживаются вокруг стола. Как у Чехова: люди просто обедают, а в это время...

А это время тоже замедлило бег, чтобы помочь им остановиться, разобраться в себе и друг в друге. Но оно словно бы существует в двух измерениях, это время, и в другой, параллельной, реальности несется стремительно, как рычащий лев, если бы он вырвался на свободу. Зоопарк у них под окнами, но фигуры зверей зажимают со всех сторон пространство квартиры, где тоже обитают хищники, запертые в неволе. Всего за 20 часов – с вечера до полудня – рушится клетка обывательского мирка, в котором каждый пытался устроиться так, чтобы не бередить застарелые раны. Происходит полная перезагрузка сознания, после чего только и возможно осмысленное бытие.

Именно сегодня Жарков-старший нашел в себе решимость сжечь рукопись. Именно потому предал детище огню, что он – не Гоголь, а всего лишь титулованный писатель-производственник. Он и боится услышать правду от верного друга Егорьева, и требует ее, и сердится, и обижается, и опять требует. Но вечно недовольное выражение лица исчезает, и старик облегченно смеется. «Давай мебель переставим!» – вдруг приходит к нему озарение. Это приглашение в обновленную реальность, доступную даже семидесятилетнему человеку, если он перестал корчить непризнанного гения.

Именно сегодня к Жарковым пожаловали неожиданные гости из внешнего мира – сначала он, потом она. Именно здесь, откуда Лёва, а чуть позже Алла убежали в другую жизнь, их продолжают любить. Вернее, думают, что любят, никому не скажут, что находятся в тайном ожидании. Нина ждала Лёву, от которого так и не будет детей, Ким ждал Аллу – мать 16 летнего Альберта, которого тоже у него скоро не будет. Никто не учил их, что нужно уметь отпускать. Придется самим учиться. Причем в ускоренном режиме.


Алексей Логачев поставил Розова как Чехова. Присвоил из советской пьесы истинно чеховские темы – призрачность успеха и нереализованность амбиций, творческий кризис и выгорание художника, неустроенность личной жизни и ощущение неминуемого краха, поиск свободы и обретение ее. Избавил текст от идеологических штампов. Сконструировал условное время действия, перенеся акцент с социальных аспектов на личностные проблемы. Настроил актеров не проговаривать чувства, а проживать их. Предложил Егорьеву-Симоняну быть носителем щадящей истины – когда солгать другу-орденоносцу не имеешь права, но и уничтожать правдой не станешь. Добавил Нине-Михайленко хромоту как следствие полученной в походе травмы, логически вытекающую из текста пьесы и оправданную ее упорным однолюбием, ее обреченным одиночеством. Помог Альберту-Андрееву стать розовским мальчиком, озарять собой семейный неуют. Создал атмосферу, в которой Ким-Паньков вывернул себя наизнанку. Повысил градус эмоций, задрал до критической отметки накал страстей.

Действие поднимается до трагикомических высот, когда хохочешь над нелепостью поступков, и вдруг лицо становится мокрым от слез. В одноименном фильме Константина Худякова, снятом в 1984 году, всё относительно спокойно, прям таки тишь да гладь.

Смотришь спектакль по пьесе Виктора Розова, а оперативной памяти свербит Чехов. «Как все нервны», – говорил доктор Дорн, и ток невидимой змейкой пробегает по квартире Жарковых. «Неблагополучно в этом доме», – сетовала столичная белоручка Елена Андреевна, и неожиданные гости из прошлого, едва переступили порог, почувствовали то же самое. И Войницкий, и Ким, у которых хотят отнять самое дорогое, носятся по дому с оружием и палят куда ни попадя. У Чехова в «Дяде Ване» про револьвер сказано прямым текстом, у Розова ночной эпизод выстрела из стартового пистолета оказался зашифрован в подтексте.

Ким – это неуправляемый темперамент холерика, комок напряженных нервов, клубок невыплеснутых обид. Это боль, запертая внутри на ржавый запор. Это раненый зверь, остервенело кидающийся на прутья клетки. Одно только упоминание про Аллу вызывает видения прошлого, плывет перед глазами невесомый силуэт в белом спортивном костюме, мерцает в дымке времени чарующий облик акулы, неземное чудо манит за собой, на край света. И вот она явилась воочию, эта женщина в белом, и собралась увести за собой не его, Кима, а его единственного ребенка.

Через дорогу в театре Афанасьева герои спектакля «Разговор без свидетелей», тоже поставленного по советской пьесе (премьера состоялась на неделю раньше), точно так же делят сына, превращая его в инструмент достижения эгоистических целей. Вернее, отец устроил дележ, а мать согласна на все уступки ради благополучия ребенка. В спектакле «Глобуса» 16-летнего Альберта заставляют метаться между двух огней. Точку бифуркации ставит отец.

Ким Жарков совершает самый отчаянный, самый разумный, самый благородный поступок в своей жизни. Наконец-то в его голове, как и у Жаркова-старшего, переключился тумблер мировосприятия.Чем тяжелее дается решение, тем ценнее его результат. Чем больнее при расставании, тем легче будет в будущем. Даже если пол-жизни уже прожито. Зато стакан наполовину полон. А круг беговой дорожки разорван.

22 марта 2025 г.
Зумеры начинают и выигрывают

«Принц и нищий» по мотивам повести Марка Твена: премьера года в . Инсценировщик и режиссер режиссёр Владимир Данай, художник Александра Карпейкина, в заглавных ролях Иван Зрячев и Никита Зайцев.
В прологе спектакля Король неспешно рассказывает сыну про черепаху и скорпиона. Черепаха рождена, чтобы нести добро, а Скорпион – чтобы жалить. Мораль сей притчи такова: себя изменить невозможно, коли так природа захотела. Сын торопит «пап, ты скоро?», ведь у взрослых и детей совершенно различные ритмы жизни. Принц не подозревает, что народная мудрость коснется и его в самое ближайшее время. На собственном опыте придется ему убедиться, как тяжело подстраиваться под других, если вы представители разных субкультур.

Следуя кольцевой композиции спектакля, в финале Король излагает ту же притчу как повторение пройденного. Судя по добровольному возвращению каждого из заглавных героев домой, урок усвоен. А чтобы урок усваивался еще и зрителями, повесть Марка Твена не просто переведена на современный язык, а еще и адаптирована под клиповое сознание.

Сценические картинки мелькают, как в смартфоне, но и на слайды в древнем калейдоскопе это тоже похоже, а еще там есть транзистор с множеством каналов. Так что взрослые – не пропащие зрители для старой сказки на новый лад.

Сюжет опрокидывается в компьютерную игру, а там возможны самые фантастические рокировки и поединки. Оба зумера зависимы от гаджетов и с трудом выгружаются из виртуальной реальности. Пока они там, отцовские поучения в принципе не воспринимаемы, тем более компьютерные баги приводят к тому, что человечки долго не могут покинуть очередной уровень.

Ну да. Экс-принц, этот инфантильный Эдуард что-то лопочет на своем языке хмурым парням в толстовках, не догоняя, что еще немного, и с ним случится «Слово пацана». А экс-нищий, этот отвязный Том, отмахиваясь от дел государственной важности, предлагает серьезным мущщинам в черном оторваться под рэп. Взрослые подозревают биполярочку у того и другого, еще немного – и… Оказаться в параллельном мире опасно, но если временно, то и полезно – дабы понять вайб чуждой социальной среды. Почерпнуть нечто новое о жизни. Заполнить пустые ячейки собственной повседневности. Например, справедливостью и милосердием.

И тут к зрителям выходит белый верблюд, подставляет лобастую голову под ладошки зрителей с первого ряда. Сначала думаешь, не черепаха ли это. Ах да, ее же отравил скорпион. Пусть будет белый верблюд – игровой питомец в награду за удачно пройденный квест, один из десяти самых редких маунтов в World of Warcraft.
Колесинская Яна Альбертовна
Редактор, журналист,
фотограф журнала «Резонанс»
8-913-898- 49-04
yanakoleso@yandex.ru

Кремер Инна Владимировна
Заместитель директора
по творческим вопросам
(383) 210-01-52, доб. 2-94
kremer@globus-nsk.ru

Кузеро Юлия Игоревна
Начальник отдела рекламы и связей с общественностью
(383) 210-01-52, доб. 2-22
pr-otdel@globus-nsk.ru

Шейдель Дарья Борисовна
Главный администратор службы работы со зрителем
(383) 223-85-74
sheydel@globus-nsk.ru

Шипилова Александра Валентиновна
Начальник отдела продаж
(383) 223-66-84
bilet@globus-nsk.ru

Билетная касса
(383) 223-88-41
Бронированиe
+7-913-460-71-60 (Whatsapp)
Made on
Tilda